Передвижные выставки

 

 

Передвежные выставочные проекты, предлагаемые музеям и выставочным залам Российской Федерации:

1. "Графика Владимира Кибальчича"

 Владимир Викторович Кибальчич, Влади (1920-2005гг) родился в Петрограде, детские годы прошли в Оренбурге, куда был выслан его отец, как один из активистов «левой оппозиции».
В 1936 году Владимир вместе с родителями эмигрировал из СССР и после многочисленных переездов остановился в Мексике, где прожил 50 лет.

 В 2000 году он был признан в Мексике Человеком тысячелетия в области изобразительных искусств.  В. Кибальчич – кавалер ордена литературы и искусств Франции. Искусствоведы  пишут о нем как о «Рембрандте современности» за великолепную технику исполнения офортов. Д. Сикейрос называл его «гением цвета и света». Эрнст Неизвестный считает Влади одним из самых значительных художников ХХ века. В 2002 году В.В. Кибальчич избран Почетным членом Российской Академии художеств.

Оренбургский областной музей изобразительных искусств единственный их российских музеев имеет офорты мастера, переданные им еще при  жизни, которые составляют основу  предлагаемой выставки.  

2. "Наивные художники Оренбургского края"

Выставка включает  в себя произведения художников, имена которых известны  не только в России. Работы С. Степанова вошли в мировую энциклопедию наивного искусства. В. Шнайдера называли в Москве «Брейгелем ХХ века», Серия живописных работ  М. Сердюкова  была увезена во Францию, А. Кашигин стал членом международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско.

Коллекция наивной живописи Оренбургского музея изобразительных искусств является одной из самых ярких и интересных  в   российском музейном пространстве.

3. "Мой Пушкин (Пушкинские образы в творчестве наивных художников Оренбуржья)"

На выставке представлены отдельные эпизоды из «Капитанской дочки», а также иллюстрации к сказкам Пушкина. Основу экспозиции выставки составляют работы художников из музейной коллекции наивного искусства. Художники обращаются к фактам биографии поэта, к иллюстрированию пушкинских произведений.

4. "Оренбургский пуховый платок"

Выставка представляет старейший народный художественный промысел. Именно платок определяет неповторимое своеобразие нашего степного края, являясь  самым  знаменитым объектом в его культурной сокровищнице.  Пуховые платки лучших вязальщиц Оренбуржья собранные специально для выставки, являют собой те высокие художественные и качественные критерии, которые характеризуют знаменитый на весь мир пуховязальный  промысел. Выставочная деятельность, связанная с пропагандой оренбургских платков, направлена на защиту отечественной культуры, сохранение ее самобытности и исторических традиций.

Выставка мобильна и не требует особых условий транспортировки.

5. "Вышивальщица И.Н. Маликова" 

 Творчество знаменитой оренбургской вышивальщицы Ирины Николаевны Маликовой известно далеко за пределами Оренбургской области. Ее вышитые  изделия получили высокую оценку ведущих российских модельеров: В. Юдашкина, В.Зайцева, И.Крутиковой.  Выставка представляет воротники, платья и блузки украшенные машинной вышивкой. Маликова создает свои вышивки на простой Подольской машинке, не используя возможности современных программных автоматов. Работы автора отличает высокое исполнительское мастерство, безукоризненное владение техникой, безупречная чистота выполнения любой операции.  Маликовой удалось перейти  ту грань, когда ремесло превращается в подлинное произведение искусства. 

6. "И так, я был тогда в Одессе…"

Графические работы украинского художника Григория Палатникова, иллюстрирующую одесские страницы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Посещение Одессы, равно как и Оренбурга, Александром Сергеевичем Пушкиным является значимой страницей в истории двух городов. Именно в Одессе А.С. Пушкин осознал себя как профессиональный писатель. С этим городом связаны некоторые главы «Евгения Онегина».

7. "По страницам "Капитанской дочки"

Графические работы  оренбургский художника Андрея Филипповича Преснова. В основу выставки вошли работы, которые познакомят зрителей с серией о пребывании А.С. Пушкина в Оренбуржье, с иллюстрациями к книге «Капитанская дочка», изданной в 1999 году издательством В.В. Волдина – «НОВОЕ ВРЕМЯ» г. Санкт-Петербург. Многие работы камерного характера, каждая деталь от пейзажа до костюма поэта выполнена тщательно и влюбленно – художник работал над гравюрами многие годы, переделывая, добавляя, уточняя. Пушкинская тема наглядно показывает, что для художника определяющим остается простота и ясность графического языка и при этом глубина замысла, его выношенность, выстраданность. Именно  в графических портретах А.Ф. Преснова мы находим глубокое, художественно-выверенное воплощение образа поэта и соединение его с документально точным пейзажным фоном.

Контакты: +7 (3532) 78-38-42, 77-64-83; 460000, г. Оренбург, пер. Каширина, 29

e-mail: muz-izo@yandex.ru

      Передвежные выставочные проекты, предлагаемые музеям и выставочным залам Оренбургской области:

1. «Дети. Школа. XX век». 64 ед. 

Цель выставки – знакомство  школьников и взрослых посетителей с жизнью детей, их учебой, увлечениями, играми на протяжение девяти-десятилетий. В экспозиции представлен ряд предметов, относящихся к началу XX века – детский комплект, школьные тетради, книги «Светлячок» (1910 г.), «Гимназия на дому», изданная до 1917 г. и два костюма этого же времени.

40-60-е гг. хорошо представлены пионерской атрибутикой, книгами, скульптурой малых форм: неизвестный автор «Вратарь», неизвестный автор «Мальчик в пилотке», скульптурами заслуженного художника России Петиной Н.Г. «Ветерок» и «Дети», и конечно же живописью: Ледяев Н.М. «Девочки на берегу реки» (1940-е гг.), Васин В.А. «Дети» (1949 г.).

Дети 1970-х гг. запечатлены на литографиях Санкт-Петербургского художника, нашего земляка Андреева А.С. и в «Портрете дочери Лилии» заслуженного художника России Овчинникова А.И.

Предметы, книги, живопись, графика, скульптура – все это эмоционально воздействует на посетителей, расширяет их знания о жизни детей XX века.

2. «Забытые нами предметы». 84 позиции, всего 93 ед. 

Любого человека на протяжении жизни окружают вещи просто необходимые, полезные и менее полезные, красивые и некрасивые, особо ценные и просто бесполезные.

В нашей подборке музейных предметов несколько блоков: кухонная утварь, осветительные приборы, торговое оборудование, письменные принадлежности, аптечные флаконы, предметы гигиены, личные печати, посуда, живописные натюрморты.

Среди утилитарных вещей есть те, над которыми поработали дизайнеры или народные мастера. Это красивые весы с двумя латунными чашами (начало ХХ века), шкафчик для домашней аптечки из дерева, керамической вставки, с бронзовыми накладками (начало ХХ века), керосиновые лампы с просечками по металлу, подстаканники, графин из цветного стекла на подставке (до 1917 года).

Имеются предметы, которые сейчас полностью вышли из употребления и редко встречаются: аптечные флаконы из цветного стекла с эмалью (производство Западной Европы); судочки под бефстроганов в виде фарфоровых барашков, которые подавались в ресторанах в начале ХХ века; личные печати из латунного сплава, горного хрусталя, яшмы; ножи из металла в технике скани для разрезания бумажных блоков; приспособления для смачивания пальцев руки при счете купюр; конторка и многое другое.

3. «По страницам «Капитанской дочки». А.С. Пушкин в Оренбуржье». Выставка графических работ А.Ф. Преснова. 37 ед.

Графические работы  оренбургский художника Андрея Филипповича Преснова. В основу выставки вошли работы, которые познакомят зрителей с серией о пребывании А.С. Пушкина в Оренбуржье, с иллюстрациями к книге «Капитанская дочка», изданной в 1999 году издательством В.В. Волдина – «Новое время» г. Санкт-Петербург. Многие работы камерного характера, каждая деталь от пейзажа до костюма поэта выполнена тщательно и влюбленно – художник работал над гравюрами многие годы, переделывая, добавляя, уточняя. Пушкинская тема наглядно показывает, что для художника определяющим остается простота и ясность графического языка и при этом глубина замысла, его выношенность, выстраданность.

4. «Городской костюм XX века». 66 ед.

На выставке представлена в основном женская одежда начала ХХ в., а так же советского периода до 1980-х гг. Экспозиция дополнена живописными произведениями оренбургских художников Н. Ледяева «Портрет жены» (1920-е гг.), «Портрет Т. Киреевой» (1950-е гг.), А. Ханина «Портрет Зайнаб» (1991 г.), московского художника Г. Цейтлина «Портрет Галины Максимовой» (1986 г.), «Портрет в красной шляпе» (1989 г.).

Среди 66 музейных предметов не только пальто, платья, костюмы, блузы, но и сумки, шляпы, обувь, перчатки. Здесь можно познакомиться с такими понятиями как «мода», «стиль», «силуэт». Самым молодым посетителям будет интересно посмотреть, во что одевались их прабабушки. Среднему поколению женщин хорошо будет вспомнить 70-90-е годы ХХ в., старшему поколению – 1950-е – 1940-е гг.

Начало коллекции городского костюма ХХ в. в Оренбургском областном музее изобразительных искусств было положено в 1983 году, когда сотрудники музея познакомились с семьями Бутовских, Борисовых, Комаровских, в которых бережно хранились вещи прабабушек, бабушек, родителей. В результате собрание городской одежды получилось интересным: английские платья 1905-1910 гг., вечерние туалеты оренбургской актрисы 1920-х гг., пальто богатой женщины 1910 г., и многое другое.

5. Оренбургские художники. 40 ед.

В экспозиции представлены живописные работы (пейзажи, натюрморты, портреты) известных оренбургских мастеров. Среди авторов – заслуженные художники Российской Федерации: Ш.Г. Мухамедзянов (1930-2009), А.И. Овчинников, Ю.П. Григорьев, Ю.А. Рысухин. Старейшие художники Оренбургского отделения Союза Художников представлены такими именами, как А.Ф. Степанов (1893-1965), Н.М. Ледяев (1893-1974), М.Г. Газизова (1918-1993), Н.С. Ерохин (1923-1989), Ф.И. Козелков (1922-1994).

В 1960-е годы Оренбургское отделение Союза художников России пополнилось выпускниками Московского института им. В.И. Сурикова. Это В.Т. Ни (1934-1979), Г.А. Глахтеев, В.Ф. Просвирин (1940-2008), Р.А. Яблоков (1935-2013), Ю.П. Григорьев и др. Свободно, расковано написан пейзаж Р.А. Яблокова «Ташла», красив по цвету «Натюрморт» В.Ф. Просвирина, тонкий по живописи пейзаж «Туманное утро» В.Т. Ни.

В каждой работе, представленной на выставке, свой почерк, индивидуальность, профессионализм. Кажется, все они разные по мироощущению, по отношению к натуре. Однако, все произведения Оренбургских художников объединяет любовь к творчеству, к оренбургской природе, к людям, живущим здесь.

6. «По литературным местам России». Ф.И. Козелков (1922-1991). 19 ед.

В экспозиции представлены 19 живописных работ. Пейзажи эти не иллюстрации к произведениям русских классиков и не просто зарисовки мемориальных уголков, где они жили. В них художник стремится постичь творческий гений великих деятелей культуры и созданный ими образ Родины.

Все пейзажи Ф.И. Козелкова построены с той видимой простотой, которые как бы приглашают зрителей встать на место художника и заставляют вместе с ним всматриваться, наблюдать, постигать внутреннюю жизнь природы, порой скрытую очарованием её внешних примет.

Места А.Н. Некрасова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова – каждая из этих работ передаёт нескончаемое многообразие в состоянии природы, выражает поэтические чувства человека.

7. «Народные промыслы России». 64 ед.

64 музейных предмета 1960-х – 2000 гг., выполненные: резчиками по дереву, художниками по росписи фаянса, металла, игрушечниками, вязальщицами, художниками по тканям. Среди них – народные мастера – Слободчиков А.Н. из Сибири, Козюков Д.А. из Перми, Карпова П.С., Зайцева А.Г. из Пензенской области, семья Шевелевых из Каргополя, а также художники-профессионалы, члены Союза Художников России: Шмелева А.А., Иванова Н.И., Гуляева Т.В. и другие.

            В наши дни большое внимание уделяется дополнительному школьному образованию. Почти все школьники посещают художественные кружки, занимаются музыкой или спортом. Подобная выставка познакомит тех, кто интересуется народным изобразительным искусством, с лучшими образцами резьбы по дереву, росписью по фаянсу, с глиняными игрушками, вязанием, лаковой живописью по дереву и металлу. Всё это вызовет интерес не только у детей, но и у их родителей и преподавателей.

8. «Промыслы Урала». 22 ед.

В Народном музее села Грачевка 14 октября 2015 г. в 12.00 часов состоится открытие передвижной выставки «Народные промыслы Урала» из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Выставка приурочена ко дню празднества оренбургского пухового платка, называемого «Покров день». В этот день женщины Оренбуржья стараются дополнить свой костюм оренбургским ажурным платком (паутинкой), палантином или шарфиком, или маленьким платочком, связанным по технологии Оренбургского пухового платка. На выставке представлено 11 платков из коллекции Галереи пухового платка.

Здесь же посетитель познакомится с нижнетагильскими подносами талантливых художников Урала: Веселовым С.В., Смыковой И.Т., Кизиловой Л.И. и др.

9. «Цветы и женщины». 23 ед.

Каждый художник в своей творческой жизни писал натюрморты с цветами. Среди 23-х работ, представленных на выставке, имеются произведения художников: Степанова А.Ф., Болодурина Н.А., Просвирина В.Ф., Ни В.Т., которых объединяет старейшая школа - Пензенское художественное училище, где им привили "любовь к натурным работам", окружающей природе.

Болодуринские незабудки, хризантемы, тюльпаны - написанные сочно, ярко, несут в себе элемент натуралистичности, а "Цветы и листья", "Мальвы на синем", кисти А.А. Власенко несколько декоративны. Мощная, энергичная  живопись заслуженного художника РФ А.А. Овчинникова воплощена в такой его работе, как "Сирень".

Женские образы особенно удавались В.Ф. Просвирину. Трепетное отношение к матери и жене он перенес на всех женщин - чьи портреты он создавал "Женщина - венец природы", - так он любил повторять. Художник очень часто обращался к обнаженной натуре "Жаркий полдень", "Дождливое утро" и др., но делал это очень тактично, по-доброму, любуясь своими моделями, заставляя восхищаться ими и нас, зрителей.

Контакты:

460000, г. Оренбург, пер. Каширина, 29

Тел.:+7 (3532) 77-62-82

E-mail: muz-izo@yandex.ru

 

 

 

Размер шрифта:
Цвета сайта: